Глава 5. Макроэкономический анализ в Модели Национальной Экономики


Потребление

XXI столетие столкнется с проблемой недостатка потребления и проблемой перепроизводства. Экономические модели, которые до сего времени фокусировались на вопросе предложения (производства), совсем упустили из виду вопрос потребления. Концентрация денежной массы в определенных руках и связанный с ней дисбаланс в распределении доходов также внесли свой вклад в уменьшение потребления. С одной стороны, мы наблюдаем быстрый научно-технический прогресс и как следствие с каждым днем нарастающее перепроизводство, с другой стороны, уменьшение потребления, которое не позволяет достичь равновесия с производством. Несомненно, все это приводит экономику многих стран к ряду неразрешимых проблем. Поэтому в ходе анализа потребления мы обратим наше внимание прежде на способы устранения факторов, препятствующих потреблению, и способы увеличения потребления до необходимого уровня.

Целью нашей экономической политики является достижение равновесия между производством и потреблением. Поэтому поддержка потребления является необходимым условием устойчивого и постоянного экономического роста.

Среди потребителей мы выделяем группу с уровнем дохода ниже определенного уровня, который не позволяет им удовлетворять минимальные потребности (беднейшие и бедные слои населения). На примере нашей страны доля такой группы составляет как минимум 90% потребителей. В связи с этим, если мы стремимся достичь роста экономики, то должны сфокусироваться и оказать поддержку потребителям, так как сегодня самая главная проблема - это утрата этим слоем населения возможности участвовать в потреблении.

Сегодняшние дискуссии на экономические темы далеки от реальности. Общество похоже на больного, у которого нет сил отпить и глоток воды, а экономисты предлагают ему десять тарелок с яствами, и обсуждают, сколько больной может съесть, сколько необходимо положить в холодильник.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению вопроса потребления, необходимо затронуть следующий важный момент: доход, получаемый факторами производства в процессе производства, не покрывает цену продукта производства и таким образом не может «купить» этот продукт. Поясним это на примере. Допустим, существует предприятие, на котором трудятся всего 5 человек. Предприятие использует только труд как фактор производства и зарплата одного человека составляет 100 единиц. В конце месяца предприятие будет обладать продуктом производства, цена которого будет как минимум 500 единиц и более. Представим, что цена составляет 600 единиц. Таким образом, доходы факторов производства не могут «купить» конечный продукт, и возникает разрыв потребления. До тех пор пока не покрыт этот разрыв, с течением времени недостаток потребления будет все больше тормозить рост экономики. И в зависимости от величины абсолютного роста, темпов роста и дисбаланса в распределении доходов раньше или поздно экономика обязательно столкнется с кризисом. Как видно из графика 13, доходы факторов производства недостаточны для достижения равновесия с потреблением.

Производство в ценах реализации в нормальных условиях больше, чем сумма доходов от факторов производства. С другой стороны, если допустить, что весь доход направляется на потребление, этот доход создает спрос только на собственную величину. В результате сформируется разрыв между производством и потреблением в размере . Такой наш анализ указывает на ошибки классического анализа и делает необходимым разработку новой теории равновесия.

Правительства должны воплощать модель социального государства, которое увеличивает доходы потребителей, чтобы покрыть разрыв потребления. Иначе неизбежны периодические экономические кризисы. Чтобы покрыть разрыв производства и потребления, в государство должно использовать свое право на сеньораж и рамках модели социального государства передавать доход от сеньоража потребителям.

Разрыв производства и потребления вызван двумя причинами. Первая причина – структурная. Она описана выше. Другая – дисбаланс в распределении доходов, вызванный концентрацией денежных средств в определенных руках. Дисбаланс в распределении доходов еще больше уменьшает расходы на потребление.

Дефицит потребления, т.е. несоответствие его производству, с течением времени уменьшает и производство. Сокращение производства приводит к уменьшению доходов факторов производства, что приводит еще раз к сокращению расходов на потребление. Таким образом, мы наблюдаем замкнутый круг нисходящей спирали. В такой ситуации увеличение государственных расходов может являться лишь единовременным и краткосрочным решением. Тогда как главное – это решить вышеописанные проблемы, которые в самом начале запускают эту нисходящую спираль. К тому же государственные расходы, которые имеют под собой малое обоснование и особенно те, которые финансируются за счет имеющих стоимость заемных средств, топят экономику в болоте огромного государственного долга и высоких процентных платежей. Чтобы справиться с этим болотом, государство увеличивает налоговую нагрузку, как следствие уменьшает потребление и провоцирует инфляцию предложения. Все это приводит к стагфляции.

Определенный объем денежной массы в качестве эквивалента производства должен обслуживать экономику. В рамках раздела касательно денег мы сформулировали это. Однако потребление не зависит лишь от объема денежной массы в экономике, оно зависит также от уровня доходов различных слоев населения. Увеличение денежной массы не означает автоматического и равновеликого увеличения потребления. Эта денежная масса должна относительно равномерно циркулировать среди потребителей. Только в этом случае расходы на потребление смогут достичь уровня, равновесного для экономики.

Таким образом, чтобы достичь необходимого уровня расходов на потребление, необходимо, чтобы экономика обслуживалась определенным объемом денежной массы и поддерживалась определенным балансом в распределении доходов.

Как видно из графика 14, представленного ниже, экономические агенты до определенного уровня доходов направляют свой доход на потребление, так как этот доход не покрывает нормальный уровень их потребностей. После этого уровня экономические агенты начинают направлять часть своих доходов на сбережения. Этот уровень можно назвать уровнем сбережения или уровнем нормального стиля жизни. После этого уровня маржинальная склонность к потреблению снижается.

Если в течение какого-то периода увеличивается располагаемый национальный доход, нельзя сказать, что в той же пропорции увеличится потребление. Если увеличение доходов приходится на группу с высоким уровнем доходов, такое увеличение доходов приводит лишь к незначительному увеличению потребления. Если увеличение доходов происходит таким образом, что уменьшает дисбаланс в распределении доходов, то тогда увеличение доходов более или менее сопровождается пропорциональным увеличением потребления. Поэтому меры, направленные на решение проблемы дефицита спроса, должны быть осуществлены таким образом, чтобы повысить уровень доходов беднейших и бедных слоев населения. В рамках МНЭ это достигается посредством реализации проекта социального государства.

Потребление можно поделить на две составляющие. Первая – это потребление домашних хозяйств, вторая – расходы на инвестиции. Сумма этих составляющих за определенный период составляет общие расходы на потребление за этот период. Чтобы ход наших рассуждений был более ясен, мы не рассматриваем здесь государственные расходы и баланс внешней торговли и фокусируем внимание на потребительских расходах домашних хозяйств.

Исследования в области потребления домашних хозяйств до сего времени уделяли больше внимания тому, каким образом домашние хозяйства используют свой располагаемый доход. Тогда как более важный вопрос следующий: какой уровень доходов необходим для домашних хозяйств для нормального уровня жизни?

Анализируя потребление домашних хозяйств, их можно в общем поделить на две группы. Первая – группа, которая направляет весь свой доход на потребление. Вторая – группа, которая направляет часть своего дохода на сбережения. Экономическое поведение таких групп различно. Увеличение доходов первой группы полностью идет на потребление, увеличение доходов второй группы лишь частично идет на потребление. С увеличением доходов второй группы их маржинальное потребление уменьшается. Исходя из сказанного, важно определить точку начала сбережений для домашних хозяйств.

В нормальной ситуации увеличение доходов означает уменьшение маржинального потребления. Однако до определенного уровня доходов склонность к потреблению является неизменной величиной, и эта область подобна земле, которую давно не орошали, и она готова принять любое количество влаги. Точка, когда маржинальное потребление начинается уменьшаться, является точкой начала сбережений.

После определения этой точки необходимо также определить объем денежной массы, который поднимает уровень доходов первой группы домашних хозяйств до точки начала сбережений. Любая поддержка, направленная на увеличение доходов первой группы домашних хозяйств до точки начала сбережений, означает пропорциональное увеличение потребления. В условиях экономического роста объем дополнительной денежной массы для функционирования экономики определяется как раз объемом денежной массы, необходимой для первой группы домашних хозяйств.

Представьте модель экономики, где любой продукт производства находит свой рынок, в то же время финансирование инвестиций в производство осуществляется за счет денежных средств с нулевой стоимостью и в достаточных объемах. У такой экономики не может быть преград для очень быстрого роста.

Давайте перейдем ко второй группе домашних хозяйств. Если увеличение их доходов происходит нерегулярно, то они направляют это увеличение на сбережения из-за неопределенности относительно своего будущего. Однако если увеличение доходов происходит регулярно, то тогда, конечно, происходит определенное увеличение потребления.

Здесь можно задать следующий вопрос: если структурно спрос меньше предложения, каким образом возникает инфляция? Если обратиться к опыту некоторых стран, которые достигли определенного уровня национального дохода, то в прошлом они прошли через периоды инфляции, а на сегодняшний день испытывают дефляцию. Это объясняется тем, что в прошлом эти экономики увеличивали инвестиции для достижения экономического подъема и покрывали этот рост за счет инфляции до тех пор, пока они не достигли уровня предложения, соответствующего инвестициям. До тех пор пока инвестиции не превратились в предложение, в течение короткого промежутка времени спрос превышал предложение, так как инвестиции увеличивали спрос. Такие экономики могли вообще избежать этой инфляции спроса. Когда мы будем рассматривать МНЭ, покажем, каким образом можно решить эту проблему.

Другая причина инфляции заключается в проценте. Процент ведет к увеличению стоимости производства. Страны, которые несбалансированно (не учитывая роста экономики) увеличивают денежную массу для покрытия долговых процентных обязательств либо несбалансированно увеличивают государственные расходы, неизбежно сталкиваются с инфляцией. Однако природа экономики показывает, что дефляция является естественным результатом экономического развития, если отсутствует поддержка спроса. В таком случае предпринимать действия, ведущие к инфляции, означает не понимать природу процента и природу денег.

Процентные кредиты, направленные на увеличение потребления, даже если в краткосрочном периоде увеличивают потребление, в долгосрочном периоде в виде процентных платежей уменьшают потребление. Необходимо просто вводить дополнительную кровь, если ее не хватает в организме. Кроме того, научно-технический прогресс служит причиной увеличения потребления, не изменяя кривой потребления, так как научно-технический прогресс делает более разнообразными потребности людей.

МНЭ ставит целью увеличить способность к потреблению всех домашних хозяйств. Поэтому главной составляющей МНЭ является кредитно-денежная политика, направленная на повышение уровня доходов населения до точки начала сбережений. В то же время достижение вышеупомянутой цели является непременным условием постоянного экономического роста и условием равновесия между потреблением и производством.