Налоговая политика

Налоги – это определенная сумма денег, собираемая с экономических агентов, чтобы финансировать государственные расходы и таким образом оказывать услуги этим экономическим агентам.

Подход экономической модели и реализующего ее правительства к вопросу налогообложения демонстрирует их точку зрения на экономику и процессы, происходящие в обществе. Можно сказать, что отношение к налогообложению показывает суть самой экономической модели.

Либеральный подход, который на сегодняшний день господствует в экономической мысли, предполагает уменьшение роли государства в экономике. Однако, с одной стороны, этот подход выступает за сокращение государственных расходов, с другой стороны, выступает за увеличение налогового бремени. Если государство сокращает свои расходы, то зачем ему собирать больше налогов?

За последние 25 лет страны, которые пытались финансировать экономический рост за счет заемных процентных денег, не то что не сумели добиться его, наоборот, испытывают серьезные экономические проблемы с совокупным долгом в размере триллионов долларов США перед глобальными финансовыми группами и их местными партнерами. В рамках либерализма роль, отводимая государству, проста: максимум налогов, минимум государственных расходов, перераспределение разницы глобальным «ростовщикам». В такой ситуации государство никакое не социальное, а просто сборщик налогов. И сегодня народы мира обложены «данью». Следят за сбором «дани» национальные правительства, управляющие этими народами. Доходы государства с помощью налогов перераспределяются в пользу определенных групп.

Либерализм предлагает правительствам не модель, с помощью которой они могут избавиться от долговой зависимости, а модель поддержания текущей ситуации «долгового плена». Это справедливо и для нашей страны. С помощью некоторых эффектных слов такой подход пытаются представить в научном свете: если долг не превысит такой-то процент национального дохода, то проблем нет; если непроцентный профицит достигнет такого-то уровня, то в будущем долговое бремя будет снижаться и т.д. Все эти выражения направлены на сохранение и увеличение капитала «продавцов денег», а не на соблюдение интересов общества. Поэтому главный вопрос, на который следует ответить, - каким образом необходимо расходовать собранные налоги?

Прежде всего, в МНЭ капитал не будет иметь процентной стоимости, поэтому в бюджете страны не будет такой статьи, как расходы на выплату процентов. Модель предполагает реализацию модели социального государства, т.е. переход от государства, которое только малую часть налогов направляет на оказание услуг населению, к государству, которое большую часть налогов направляет на оказание таких услуг. Мы это уже описывали в разделе касательно модели государства. Налоги являются лишь одним из источников доходов государства. Вместе с другими источниками (сеньораж, прибыль госкомпаний) государство в виде услуг населению будет отдавать населению больше, чем собирать с него налогов. Однако жизненно важное условие для этого – отсутствие расходов на обслуживание долга. Иными словами, налоговая политика должна сопровождаться соответствующей денежной политикой.

Здесь необходимо ответить на вопрос: с кого и в каком размере должны собираться налоги? Ведь налоги, с одной стороны, ограничивают потребление, с другой стороны – производство и увеличивают себестоимость производства.

Давайте сначала рассмотрим, как налоги воздействуют на потребление и с кого необходимо собирать налоги. Как отмечалось ранее, кривая «доход - потребление» не является прямой, т.е. до определенной точки эта кривая прямая, а затем она превращается в нисходящую параболу. Еще раз следует упомянуть, что состояние равновесия в экономике – это не равенство дохода потреблению, а равенство производства потреблению.

Если для каждого уровня дохода будет применяться одна и та же ставка налога, то это будет несправедливо, с другой стороны, это приведет к сокращению совокупного спроса. Тогда как наша цель в налогообложении – собрать ту же сумму налогов при минимальном ущербе для совокупного спроса. Такой подход позволит как поддержать темпы экономического роста, так и реализовать принципы социальной справедливости. Давайте подойдем к этой проблеме графически и математически.

Иными словами, взимание налога с доходов той части населения, которая не сберегает, автоматически приводит к пропорциональному уменьшению потребления.

По мере роста доходов склонность к потреблению падает, но только после определенной точки. Поэтому взимание налогов с населения, имеющего доходы до определенного уровня, приносит экономике только вред. Сокращение располагаемого дохода у населения с низким уровнем дохода сокращает в той же пропорции и его потребление.

Источник дохода – производство. Уровень производства же зависит от уровня потребления. Недостаток потребления приводит к сокращению производства, что в свою очередь приводит к сокращению доходов для потребления. Сколько бы ни казалось, что источник потребления – это доход, на самом деле, наоборот: источник дохода – потребление.

Отменив налог с доходов бедных слоев населения, можно будет также препятствовать формированию дисбаланса в распределении доходов. Это полезно в социальном смысле, но и также очень полезно для достижения состояния равновесия в экономике. Как отмечалось ранее, дисбаланс в распределении доходов при данном уровне доходов уменьшает объем потребления, т.е. скорость движения денежных средств (скорость потребления) неодинакова у бедных и богатых слоев населения.

Налоги влияют также на инвестиционные расходы. Особенно остро эта проблема стоит перед частными предпринимателями: налоги на их доходы существенно ограничивают их инвестиционные возможности.

Как отмечалось ранее, потребности больших предприятий в капитале для финансирования инвестиций должны удовлетворяться государством посредством беспроцентных кредитов. Это не означает, что такой вид финансирования будет доступен только для больших предприятий. Каждый представивший реалистичный и экономически обоснованный проект получит доступ к такому финансированию. Однако через отмену налога на доходы частных предпринимателей для них будет создан небольшой дополнительный источник инвестиций.

Таким образом, до определенного уровня доход не должен облагаться налогом. Этот уровень может меняться от страны к стране, от периода к периоду. В нашей стране на сегодняшний день этот уровень составляет 100 тысяч лир в год.

Отмена налога до определенного уровня налога не принесет ущерба для государства. Например, если человек имеет доход в 20 тыс. турецких лир и мы взимаем с него налог 8 тыс. турецких лир, то его потребление сокращается на 8 тыс. лир. Если не взимать этот налог, то эти 8 тыс. лир будут доступны для потребления. Можно представить, что в нашей стране эти 8 тыс. лир могут 16 раз в год сменить владельца. Если не взимать налоги, то 8 тыс. лир в год создадут потребление, равное 128 тыс. лир. Чтобы удовлетворить это потребление, производство должно возрасти. И если взимать налоги с этого дополнительного производства, то сумма налогов в этом случае в 4 раза превысит первоначальную сумму в 8 тыс. лир.

Если не взимать налоги с населения с высокими доходами, то влияние такой меры на потребление будет почти нулевым, так как в этом случае дополнительный доход в большей степени будет направлен на сбережения, а скорость потребления еще больше уменьшится.

Отмена налогов на доходы до уровня 100 тыс. лир в год не только не уменьшит общую сумму собираемых налогов, наоборот, увеличит. Кроме того, в рамках модели социального государства население с низкими доходами выступит в качестве локомотива роста экономики, и поэтому в растущей экономике можно будет существенно увеличить доходы государства от налогов.

С другой стороны, необходимо отменить косвенные налоги. В противном случае каждая группа населения будет платить налоги по одной и той же ставке, и это ведет к социальной несправедливости.