Практические ситуации в новой финансовой системе

Ситуация: предприниматель хочет начать новое дело, имеет идею и бизнес-план, но нуждается в финансовом капитале для начала дела.

Предприниматель обращается в фонд венчурных инвестиций, который анализирует проект/компанию и принимает решение о выделении или невыделении необходимых средств в обмен на долю в компании. Если предприниматель хочет полностью остаться владельцем бизнеса, то можно договориться о выкупе доли венчурного фонда в последующем.

Следует отметить, что такой инструмент успешно функционирует и сейчас, но в ограниченном масштабе, так как количество и размер капитала таких фондов ограничен. Такие фонды, как правило, финансируются частными инвесторами, но государство должно играть активную роль в создании таких фондов, их финансировании и привлечении соответствующих специалистов.

Ситуация: предприниматель/компания уже успешно функционирует несколько лет, но нуждается в финансовом капитале для увлечения масштабов бизнеса или решения временных трудностей.

Предприниматель обращается в фонд прямых инвестиций, который анализирует проект/компанию и принимает решение о выделении или невыделении необходимых средств в обмен на долю в компании. Если предприниматель хочет полностью остаться владельцем бизнеса, то можно договориться о выкупе доли фонда в последующем.
Как и в случае с венчурными фондами, инструмент прямых инвестиций успешно функционирует и сейчас, но в ограниченном масштабе, так как количество и размер капитала таких фондов ограничен. Такие фонды, как правило, финансируются частными инвесторами, но государство должно играть активную роль в создании таких фондов, их финансировании и привлечении специалистов.

Ситуация: фонд прямых или венчурных инвестиций или сам предприниматель хочет продать часть или всю долю в бизнесе.

Как и в существующей системе, в рамках новой системы купля-продажа может осуществляться как между самими фондами и предпринимателями, так и между фондами/предпринимателями и стратегическими инвесторами. При этом биржа, скорее всего, должна сохранить функцию обеспечения выхода из инвестиций. Население, государство, паевые инвестиционные фонды, страховые компании смогут таким образом стать покупателем этих долей.

Ситуация: давно существующее предприятие нуждается в инвестициях для увеличения производства/ расширения ассортимента продукции и услуг/ географической экспансии/ реструктуризации и т.д.

Такое предприятие обращается в «новый банк» и после экспертизы получает или не получает соответствующее финансирование. В случае положительного решения компания регулярно выплачивает основную сумму долга. Компания также может выпустить дополнительные акции. Следует отметить, что такие инструменты давно работают на практике с тем исключением, что «новые банки» не будут взимать процент.

Ситуация: человек или семья нуждается в кредите на покупку жилья, машины и т.д.

Человек обращается в «новый банк», и после оценки платежеспособности банк принимает решение о выделении или невыделении кредита. В случае положительного решения человек регулярно выплачивает основную сумму долга. При этом в рамках общей финансовой политики государство, вероятно, должно будет установить разные пороги по просроченным и «плохим» долгам для различных «новых банков», чтобы они могли обслуживать разные группы населения по платежеспособности. Таким образом, можно предположить формирование специализированных банков для групп с разной платежеспособностью.

Подводя итог, хотелось бы сделать ряд замечаний. Первое - задачей данной рецензии была попытка смоделировать применение новых идей об устройстве финансовой системы на практике, отталкиваясь от сложившихся институтов и инструментов на финансовом рынке. Данный анализ является лишь первоначальной попыткой сделать это. Второе - исходя из этого, задачей является начать конструктивную дискуссию по выработке нового подхода к финансовой системе.

Али Хайдар Шайдуллин

Магистр делового администрирования
Выпускник Гарвардской бизнес-школы