Современная капиталистическая экономическая теория исходит из того, что рыночные отношения, регулирующие спрос и предложение, выражают в обществе природный порядок, а поэтому объективны и оптимальны. Такая экономическая модель опирается на концепцию человека, как индивида, строящего свои отношения с другими индивидами в условиях свободной конкуренции. «Я могу желать себе и предлагать другим все, что не запрещено законом моей страны». Законы, к которым относятся и законы рынка, не позволяют произвольного толкования человеческим разумом, поэтому государство должно как можно меньше вмешиваться в процессы рыночной саморегуляции. Внутренне эта система непротиворечива, ее проблема, а точнее – проблемы, связанные с ее функционированием, заключаются в произвольности исходных аксиом. Аксиомы могут быть подвергнуты сомнению и критически оценены только наблюдателем, способным выйти за пределы системы. Это – очень трудная задача, и это сделал доктор Хайдар Баш.

Почему считается, что спрос, генерируемый потребностями человека, не ограничен? Почему считается, что ресурсы ограничены?

Действительно, почему? Кто сказал, что это так? Это очевидно? А очевидно ли? Это просто аксиомы, исходящие из принятой концепции человека. Если отбросить эту концепцию, как произвольную, становится очевидно другое: свободная экономика, всемерно стимулирующая спрос и предложение и реализующая их при помощи рыночных механизмов, развивается быстрее, чем несвободная – это легко объяснимо. Но очевидно и то, что такая экономика создает пирамидальную стратификацию, как общества, так и мирового экономического пространства. Ведь капитал не может распределяться между субъектами рынка равномерно, это бы противоречило самой сути рыночного капитализма. Деньги делают деньги, в силу объективных законов рынка, все более концентрируясь в немногих руках. Это не оставляет никаких шансов тем, кто находится внизу пирамиды.

Деньги – особый товар. Но и здесь Хайдар Баш ставит вопрос. А могут ли деньги быть товаром, правильно ли это? В обществе, где априорно все должно иметь рыночную стоимость: ресурсы, земля, убеждения (демократические выборы – тоже рынок – рынок идей), такой вопрос не ставится. Ведь, исходя из западной концепции человека, стоимости не имеет только человеческая жизнь, все остальное можно измерить в деньгах. Стоимость денег и выражается ссудным процентом. В этом проценте и скрыта сакральная тайна капитализма, заключающаяся в том, что использование ссудного процента неизбежно ведет к монополизации меры стоимости, а значит, в условиях, когда все покупается и продается, -и власти в одних руках. Это – просто математическая теорема, которую доказал Хайдар Баш. Вывод из этой теоремы таков: если будет использоваться ссудный процент, то рано или поздно в мире будет единая мера стоимости и единая власть. А что в этом плохого? Пирамида, отражающая уровень потребления, на вершине которой разместится эмиссионный центр, станет подобной пирамиде Хеопса, незыблемо стоящей в пустыне тысячи лет. И ведь нельзя будет свободно переизбрать тех, кто находится на вершине этой пирамиды. Тогда вопрос: сколько стоит человеческую жизнь, скорее всего, будет иметь другой ответ, потому что качество человеческой морали не выражается в количестве денег. Если сегодня на вершине пирамиды, доллар, завтра будет евро, послезавтра юань, это ничего не изменит, по сути. Если образ результата порочен, путь к нему тоже порочен. Борьба за завоевание вершины пирамиды и получение сверхдоходов от эмиссии будет продолжаться, приводя ко все большей дестабилизации в мире.

Вся экономическая концепция Ветхого Завета выражена в заповеди Всевышнего: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор.23:19-20). Из чего прямо следует, что если хочешь победить врага своего – давай ему денег под ссудный процент, но сам не смей заниматься разрушением общества, где живешь. Коран говорит еще конкретнее: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением». (Сура 2. 276). В этих словах Всевышнего сформулирована аксиома: применять ссудный процент в обществе, которое хочет быть единым и жить по предустановленным законам (и природы, и Бога) нельзя. И точка. Я полагаю, что довольно скоро это будет ясно всем людям, как верящим, так и не верящим в Высший Закон. Спасибо за это и Хайдару Башу. И тогда начнется смена правящих элит в странах сегодня опекаемых МВФ и Всемирным банком, к таким странам относится и Россия.

Как же создать реальную беспроцентную экономику? Хайдар Баш обрисовывает ее контуры, объясняет механизмы, но не отвечает на вопрос, как же это сделать в мире, где сила у тех, которым этот процент, а также неэквивалентный обмен и прочие прелести мирового рыночного хозяйства, нужен для завоевания мирового господства. Разве они допустят такой подрыв своего замысла!

В капиталистическом рыночном обществе происходит чудовищная эксплуатация человека человеком, осуществляемая под лозунгом абсолютной свободы. Политически свободный человек превращается в винтик рыночного механизма, почти бессмысленно перемалывающего ресурсы планеты, создавая при этом власть для тех, у кого собственность. Это ставит человека в условия реальной экономической несвободы. Карл Маркс создал теорию, провозглашающую универсальное решение всех человеческих проблем путем запрета частной собственности. Изъятие собственности было невозможно без насилия – коммунистической революции. Но оказалось, что общество, где нет частной собственности, отнюдь не освобождается от эксплуатации, которая заменяет экономическое принуждение через рыночные механизмы на политическое. Здесь человек превращается в винтик политической системы. Это вряд ли лучше. Винтик – все равно остается винтиком.

Отказ от ссудного процента ликвидирует чудовищную общественную и национальную пирамиду, но не меняет отношений собственности. Именно это обстоятельство не позволяет назвать модель национальной экономики Хайдара Баша социалистической. И все же ограничение свободы, поддерживающее существование такой модели, необходимо. Без такого ограничения в рамках системы невозможно устойчивое существование ни одной сложной системы. (Это – тоже аксиома, хотя можно попытаться доказать ее и как теорему). Здесь должны аксиоматически ограничиваться потребности, что невозможно без мощной идеологии, основанной на признании за истину факта, что человек – не есть только субъект всеобъемлющего рынка или политической системы, но и субъект мироздания, которое и устанавливает эту аксиому. В обмен на ее выполнение, мироздание (я здесь сознательно использую этот неудачный термин) дает человеку возможность доступа к неограниченным ресурсам. Такая идеология есть – это ислам, хотя надо сказать, что и буквальное прочтение Библии не позволяет применять ссудный процент. Проблема в том, что ни одна из существующих религиозных идеологий, способных стать аксиоматической базой для новой экономической модели не может быть принята всеми нациями и народами в силу многих обстоятельств. Главное их этих обстоятельств – объективные различия мировидения у разных народов и даже внутри одного народа. Это факт, игнорировать который и бессмысленно, и опасно. В эпоху глобализации аксиома зависимости (на самом деле взаимозависимости) человека от Универсума должна быть принята всеми, или хотя бы многими, иначе успешной «революции» в сознании, необходимой для смены мировой экономической модели не получится. Поэтому вопрос внедрения справедливой и свободной беспроцентной экономики в мире, или даже в отдельно взятой стране, – это и вопрос создания действительно универсального мировидения не идеального для всех, но равно приемлемого для «запада» и «востока», «юга» и «севера». Именно основываясь на аксиомах такой идеологии, модель беспроцентной экономики может быть реализована в полной мере и во всем мире, открыв человечеству доступ к устойчивому бесконечному развитию. Выработка такого мировидения уже идет, свидетельство тому и книга Хайдара Баша, и этот процесс никому не удастся остановить, как и любое развитие идеи. Создание организации, занимающейся подготовкой и проведением мирной «революции» ценностей, – самая актуальная задача для людей, уже осознавших необходимость срочной трансформации сегодняшнего мира.

Кашанский Александр Викторович

Публицист и писатель,
директор Зеленогорского филиала Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования