Вступление

Сегодня, когда мировая финансовая система переживает серьезные потрясения, актуальным становится не только анализ причин случившегося, но и поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Становится понятным, что ни одна страна не может быть защищена от влияния мировой финансовой системы, и тезис об автономности (decoupling) ряда регионов или стран от того, что происходит в других странах, в особенности в экономике США, ставится под сомнение. В качестве интересного примера нового подхода к устройству мировой экономической системы можно взять идеи профессора Хайдара Баша. В 2005 г. он написал книгу под названием «Модель Национальной Экономики», в которой содержится много оригинальных взглядов на экономику в целом и финансы, в частности. Будучи какое-то время финансистом по профессии, автору данной статьи хотелось бы остановиться именном на этом аспекте книги и, может быть, развить некоторые идеи этого ученого в практическом смысле.

Прежде чем перейти к моделированию возможного практического применения альтернативных идей Хайдара Баша, хотелось бы кратко резюмировать относящиеся к данному вопросу его новые идеи.

 1) Только государство обладает правом создавать деньги («право на эмиссию»). Второй уровень создания денег частными и государственными коммерческими банками либо замена эмиссии иностранной валютой неприемлемы. Эмиссия денег коммерческими банками должна быть заменена механизмом государственного сеньоража (выпуск дополнительных денег).

 2) Финансовая система не должна опираться на процент. Процент ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости. Таким образом, деньги не должны быть товаром.

 3) Доступ к денежным средствам должен иметь каждый экономический субъект на беспроцентной основе.

 4) Государство будет напрямую на беспроцентной основе кредитовать предприятия и население, а также в ряде случаев будет осуществлять безвозмездные платежи для поддержания общего спроса в экономике.

 Отдельным вопросом является обоснование таких принципов, а также взаимосвязь этих принципов с инфляцией, курсовой политикой, внешней торговлей, спросом и предложением товаров и услуг. Для ознакомления с этим читатель должен обратиться к самой книге «Модель Национальной Экономики». В данной статье лишь будут моделироваться последствия применения таких принципов на функции, институты и инструменты финансовой системы.

Создание денежной массы и обеспечение ликвидности

Как было указано выше, государство (центральный банк) будет использовать свое право на сеньораж (выпуск дополнительных денег) для обеспечения экономики денежной массой и ликвидностью. Таким образом, такие инструменты создания денег через коммерческие банки, как регулирование ставки рефинансирования, требований к резервам и достаточности капитала, перестанут быть необходимыми. Возможно, операции на открытом рынке останутся одним из инструментов центрального банка, но основным инструментом создания денег будет простая эмиссия.

 Коммерческие банки перестанут быть необходимыми для осуществления функции создания денег. С другой стороны, вопрос заключается в том, каким образом деньги будут доходить до конечного получателя - населения и предприятий, так как помимо функции создания денег современные коммерческие банки осуществляют также и эту техническую функцию. Можно предположить, что после отмены функции создания денег для коммерческих банков техническое обслуживание экономических субъектов может осуществляться одним или несколькими финансовыми учреждениями с соответствующей инфраструктурой.

 В целом на данный момент не видно причин, почему центральный банк единолично и самостоятельно не может выполнять функцию создания денег при условии соблюдения пропорции денежной массы и реального объема товаров и услуг. Конечно, это приведет к серьезным последствиям в отношении роли коммерческих банков в финансовой системе, но с технической точки зрения вполне возможно.