Глава 7. Экономическая политика в Модели Национальной Экономики


Государство

Должно ли государство оказывать воздействие на экономику? Либо нет? Если да, то насколько и каким образом? Наверное, в истории экономической мысли это один из самых обсуждаемых вопросов. Либеральная теория придерживается точки зрения, что экономика сама способна прийти в состояние равновесия, и поэтому выступает против вмешательства государства в экономику. Она полагает, что государство является препятствием на пути движения свободного рынка, и поэтому роль государства в экономике должна быть сведена к минимуму.

Кейнсианская теория предлагает использовать государственные расходы для оживления экономики в периоды спада. Но так как источник инвестиций этих расходов – процентные заемные деньги, то в реальности субъекты принятия экономических решений – финансовые группы, «продающие» государству капитал. Иными словами, классический подход, выступая против вмешательства государства в экономику, подчинил экономику контролю определенных финансовых групп. Так и кейнсианский подход с помощью процента подготовил почву для того, чтобы определенные группы взяли под свой контроль экономику и даже государство.

Мы начнем рассматривать эту тему с совершенно другой точки зрения. Сначала необходимо ответить на следующий вопрос: достаточны ли доходы факторов производства, чтобы без чьего-либо вмешательства сформировать потребление, равное производству? Ответ на этот вопрос мы дали в разделе касательно денег. В растущей экономике всегда будет разрыв между потреблением и производством. Если не вмешиваться в эту ситуацию, то экономика сама не сможет прийти к состоянию равновесия. Только государство может покрыть этот структурный разрыв, и это является необходимостью для экономики.

В МНЭ этот разрыв покрывается за счет модели социального государства. Мы рассмотрим вопрос социального государства далее. Однако следует отметить, что покрытие разрыва потребления не является единственной задачей государства.

Другая задача государства – это организация рынков, включая рынок капитала. Рынки, которые контролируются определенными финансовыми группами, неизбежно столкнутся с недобросовестной конкуренцией. Монополизм приводит к неэффективности и завышению уровня цен. Государство должно давать возможность маленьким и большим игрокам работать на рынке и должно выступать в роли арбитра.

Другая задача государства – это использовать природные богатства страны, принадлежащие народу, на благо народа. Модель, которая должна здесь использоваться – это партнерство государства и народа. Часть предприятия, осваивающего природные богатства, должна принадлежать государству для финансирования государственных расходов, а часть – населению страны. Если взглянуть на ситуацию в нашей стране, то ценнейшие природные ресурсы не разрабатываются совместно государством и населением, а вместо этого права на их разработку продаются иностранным компаниям. Мы похожи на нищего, сидящего на сундуке с золотом. Мы передаем наши богатства иностранцам, и сами при этом занимаем у них деньги под процент. Они «продают» нам наши же деньги.

Другая задача государства – предоставлять финансирование для производства и потребления под нулевой процент. Таким образом будут устранены препятствия перед производством, снизится себестоимость производства и экономическим агентам будут созданы равные условия. Кредиты под проекты должны контролироваться, выделяться поэтапно, и должны быть задействованы юридические механизмы для предотвращения мошенничества.

Также государство как внутри страны, так и за ее пределами с помощью политики социального государства и с помощью денежной политики должно создавать рынок сбыта для национального производителя. Эта задача даже более важна, чем предоставление кредита производителю.

Также государство с помощью государственных расходов должно в некоторых отраслях выступать покупателем. Таким образом государственные расходы как будут увеличивать совокупный спрос, так и содействовать развитию стратегически важных отраслей, например, таких как самолетостроение, ВПК, сельское хозяйство и т.д., с тем, чтобы они стали конкурентоспособными на международном рынке.

С другой стороны, государство должно выступать производителем в отраслях, требующих высоких технологий и больших капиталовложений. Например, в таких отраслях, как производство сырья, развитие инфраструктуры. Осуществляя инвестиции, непосильные частному сектору, можно избежать монополизма, необоснованного повышения цен и зависимости от других государств. В частности, государство должно финансировать инвестиции в инфраструктуру, где не ставится целью получение прибыли.

Государство должно проводить протекционистскую политику для поддержки национального производителя. Можно задать вопрос: приведет ли протекционистская политика к повышению цен, так как национальная промышленность будет защищена от иностранной конкуренции? Это беспокойство справедливо, но оно решается в рамках предложенной нами МНЭ. Так как финансирование производства будет беспроцентным и доступным, то конкуренции между национальными компаниями будет достаточно, чтобы компенсировать конкуренцию с иностранными компаниями.

Государство, обеспечивая свободное хождение национальной валюты, должно взять под контроль движение иностранной валюты внутри страны. Иначе доход, который обслуживается иностранной валютой, будет перераспределен в пользу страны-происхождения этой валюты.

Те, кто выступает за снижение роли государства в экономике, хотят ограничить государство в предоставлении услуг обществу. Однако они всячески поддерживают налоговую функцию государства под видом борьбы с теневой экономикой. Между государством и домашними хозяйствами существует двойная связь. Первая – государство собирает с домашних хозяйств налоги. Вторая – государство возвращает налоги домашним хозяйствам в виде социальных и государственных расходов. Те, кто выступает за снижение роли государства в экономике, хотят ограничить только вторую функцию государства, так как, чем больше государство соберет налоги и чем меньше направит их на расходы, тем больший доход будет направлен на обслуживание долга и тем больше дохода получат глобальные финансовые «ростовщики» и их местные партнеры.

В капиталистической системе единственный источник дохода государства – это налоги. Тогда как в МНЭ источников доходов государства три. Первый – налоги. Второй – прибыль государственных компаний. Третий – доход от сеньоража в растущей экономике.

Насколько соотношение к будет меньшим, настолько эффективно государство, так как главное – способность государства финансировать свои расходы с наименьшей величиной налогов. Государство должно быть «дающей рукой», а «не забирающей».

О доли дохода от сеньоража мы подробно будем говорить в соответствующем разделе. Однако необходимо отметить, что увеличение доходов от сеньоража свидетельствует о росте экономики, а увеличение доходов от прибыли государственных предприятий свидетельствует об эффективном использовании национальных ресурсов.

Вместо того чтобы оказывать населению услуги (что на самом деле является основной функцией государства), наше государство превратилось в налоговый инструмент перераспределения доходов в пользу глобальных «ростовщиков». Те, кто защищает государство в рамках капиталистической системы, защищают именно такое государство. Тогда как в МНЭ государство в объеме, намного превышающем налоговые поступления, оказывает услуги населению за счет сеньоража и прибыли государственных предприятий. Поэтому соотношение расходов государства к объему налоговых поступлений можно назвать фактором социального государства, который выражается как . Отсюда вытекает постулат «Сильное государство – сильная нация». Согласно же современной капиталистической экономической мысли государство – это сборщик налогов и сильное государство означает слабую нацию.