Сеньораж

Сеньораж в общем смысле – это разница между стоимостью создания денег и суммой, указанной на деньгах. Эта разница является серьезным дополнительным источником дохода для государства, помимо налогов.

В прошлом во время золотого стандарта у золота относительная и реальная стоимость была одинаковой, поэтому у государства не было возможности получать доход от сеньоража. Попытка получить сеньораж путем снижения доли драгоценных металлов в монетах приводила к снижению доверия к деньгам и отрицательно влияла на внутреннюю и внешнюю торговлю. С переходом на бумажные деньги, т.е. относительные деньги, у государства появилась возможность получать доход от сеньоража.

Доход от сеньоража показывает право государства на управление и главенство. Государство имеет право на доход от сеньоража в размере дохода от труда и производства. С помощью этого дохода государство финансирует свои расходы и оказывает услуги населению. В то же время государство может использовать право на сеньораж, когда и нет дохода от труда и производства. Это приведет к увеличению совокупного спроса и соответственно инфляции спроса. В такой ситуации с помощью механизмов контроля совокупного спроса государство сможет избежать инфляции.

Так как разница между себестоимостью создания денег и номинальной стоимостью огромна, государство получает совершенно новый источник дохода. Доход от сеньоража транслируется обществу с помощью государственных расходов. Поэтому доход от сеньоража непосредственно служит интересам населения. Противники использования сеньоража в качестве двигателя экономического подъема предлагают под видом глобализации использовать для этого иностранные, заемные, процентные денежные средства. Под видом глобализации государства удовлетворяют спрос на деньги вместо национальной валюты заемной иностранной валютой. Все это приводит к перераспределению в пользу иностранцев доходов от использования национальных богатств.

Под глобализацией понимается, с одной стороны, приватизация, с другой стороны, запрет на получение дохода от сеньоража. Такая политика приводит к тому, что ресурсы страны, стратегически важные предприятия и даже целые отрасли переходят под контроль иностранцев. Развитые страны, МВФ и Мировой банк навязывают развивающимся странам запрет на эмиссию национальной валюты и покрывают разницу в недостатке эмиссии «твердой валютой». Таким образом происходит перераспределение дохода от развивающихся стран к развитым.

Эти истины, которые мы через телевидение и прессу уже многократно высказывали на протяжении долгого времени, наконец начинают озвучивать известные люди как в Турции, так и в мире. Бывший глава ЦБ Турции Йаман Торунер в одном из своих интервью заявил, что развивающимся странам не разрешают получать доход от сеньоража, вместо этого развитые страны используют свое право на сеньораж, внедряют свою «твердую валюту» на рынки развивающихся стран и таким образом собирают с них налоги. Йаман Торунер в газете «Миллият» от 24-26 марта 2005 г. также отметил:

«Центральный банк – одно из трех важнейших открытий человечества наряду с колесом и огнем. Благодаря центральному банку государство печатает деньги и получает доход от сеньоража. То есть в размере эмиссии собирает с населения налог. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то центральный банк – часть государства, и он не может быть независимым от государства. Иными словами, независимость центрального банка означает, что он прислушивается не к своему государству, а к хозяевам капиталистической системы. Если какое-либо государство готово выполнять желания хозяев капиталистической системы, то с согласия этого государства центральный банк становится независимым. На самом деле, доход от сеньоража сегодня получают центральные банки развитых стран. Чтобы контролируемо получать этот доход, центральные банки развивающихся стран должны быть независимыми, чтобы они могли относительно свободно не соблюдать интересы своего государства. Центральные банки выпускают свою «твердую валюту», которая выступает в виде реального средства обмена. Население развивающихся стран использует эту «твердую валюту» в качестве средства платежа, сбережений и валюты займа. Центральные банки развивающихся стран при этом хранят «твердую валюту» в виде валютных резервов. Центральные банки развитых стран выпускают «твердую валюту» в объемах, намного превышающих спрос на деньги в своих странах, и покрывают этот излишек спросом других стран на деньги. Таким образом они получают доход от сеньоража с других стран. Иными словами, в каком-то смысле развитые страны с помощью своих центральных банков собирают налог с населения развивающихся стран».

Другая форма сбора налога с развивающихся стран – предоставление им кредитов. Значительная часть процентных платежей – это «сеньораж», взимаемый иностранцами. Этот «сеньораж», как правило, собирается с помощью банков. Предоставление кредитов осуществляется через увеличение внутреннего и внешнего долга. Странам присваивают кредитные рейтинги, характеризующие риск невозврата кредитов, и, исходя из этих рейтингов, применяется соответствующая ставка процента по кредитам.

Значительная часть внутреннего долга также формируется за счет иностранных кредитов. Такое финансирование именуется «горячие деньги». Также значительная часть внешнего долга формируется за счет иностранных кредитов. «Твердая валюта», используемая в качестве валюты кредитов, – денежные средства, выпущенные центральными банками развитых стран. На самом деле у этих денег нет никакой стоимости, кроме стоимости по их созданию (эмиссии). Центральные и коммерческие банки развивающихся стран хранят «твердую валюту» в банках развитых стран под видом резервов. В результате каждой стране ее национальные деньги передаются в долг. Большая же часть заемных денег снова возвращается в страны-кредиторы в качестве оплаты за их экспорт. Таким образом, кредит возвращается до истечения его срока и снова передается развивающейся стране в качестве кредита. Если центральные банки выпустят больше денежных средств, чем спрос на них внутри и вне страны, то это приведет к инфляции. То есть объем денежных средств, соответствующий спросу, не создает инфляции. Однако центральные банки развитых стран, выпускающие денежные средства («твердую валюту») без обеспечения в размере внешнего спроса, не создают инфляцию, несмотря на эмиссию.

Инфляция, вызванная эмиссией, превышающей спрос, является своего рода налогом и уменьшает доходы населения. В инфляционной обстановке богатые слои населения могут найти способы защитить свои доходы. Основная тяжесть бремени инфляционного налога ложится на бедные слои населения. Богатые могут размещать свои деньги на депозитах с высоким процентом, держать часть своих капиталов за рубежом и т.д.

Страны, которые не получают доход от сеньоража, несмотря на то что увеличивают объем производства, не могут увеличить свое благосостояние. Свое благосостояние увеличивают страны, которые вытесняют другие валюты своей национальной валютой. Развивающиеся страны, которые изо всех сил пытаются создать производство, действуют на благо развитых стран, получающих доход от сеньоража в качестве эквивалента производства развивающихся стран. С другой стороны, страны, не получающие доход от сеньоража, удовлетворяют свой спрос на деньги из-за рубежа и выплачивают проценты за эти деньги.

Если центральный банк какой-либо страны хранит в качестве резервов чужую валюту либо позволяет обращаться этой валюте на территории своей страны, то это означает, что он финансирует чужую страну. Сегодня Турция и особенно страны Юго-Восточной Азии хранят большие долларовые резервы в центральных банках. Например, ЦБ Японии хранит по состоянию на август 2005 г. 847,8 млрд долларов США. Это означает, что в обмен на производство, созданное народом Японии в размере 847,8 млрд долларов США, Соединенные Штаты передали Японии «цветную бумагу» и перераспределили этот объем производства в свою пользу. В Турции же положение еще более серьезно. ЦБ хранит иностранную валюту, кроме того, разрешено свободное движение иностранных валют.

Таким образом, для стран, таких как наша страна, получать доход от сеньоража запрещено, однако разрешено для стран, которые стремятся сделать свои валюты мировыми. Благодаря этому развитые страны содействуют своему экономическому процветанию и нашему экономическому упадку.

Сегодня доход от сеньоража представляется как некий инфляционный налог и поэтому как болезнь для экономики. Вместо этого странам советуют идти по пути внутренних и внешних заимствований. Однако в МНЭ увеличивать объем денежной массы и получать доход от сеньоража является необходимостью для государства. В противном случае будет наблюдаться дефицит потребления, и экономика не сможет прийти к состоянию равновесия.

В прошлом страны, которые пытались получить доход от сеньоража, делали это, не опираясь на какую-либо логику, правила либо пропорции. Они делали это больше из политических соображений для покрытия дефицита бюджета. Это, конечно, приводило к инфляции спроса.

Противники сеньоража выступают против него потому, что считают, что абсолютное увеличение денежной массы приводит к общему повышению цен. Однако эти же люди выступают за привлечение иностранных процентных кредитов и за механизм создания денег коммерческими банками.

Здесь примечательны слова главы ЦБ Турции Серденгечти:

«В этой стране соотношение эмиссии и национального дохода находится на низком уровне. ЦБ не может печать деньги, которые он уже давно должен был напечатать, и делает это, чтобы поддерживать высокую ставку процента. Если вместо того, чтобы поддерживать рантье, будет увеличен объем денежной массы, ставка процента упадет, увеличится производство и инвестиции. По мере роста производства снизится и инфляция» (Газета «Хюррият» от 17.01.2005).

Иными словами, противники получения дохода от сеньоража являются таковыми из стремления «продавать» государству деньги. Если государство увеличит эмиссию и получит доход от сеньоража, то местные партнеры глобальных «ростовщиков» лишатся важного источника дохода.

МНЭ рассматривает доход от сеньоража как необходимость и экономический закон и формулирует, от чего зависит пропорции эмиссии. В ситуации с нашей страной, несмотря на определенный экономический рост на протяжении многих лет, экономика не была обеспечена необходимым объемом национальной валюты. Вместо этого ЦБ занимал валюту под процент на внешнем рынке и таким образом пытался выполнять свои функции. Если бы мы как государство задействовали в прошлом эмиссию, то сегодня наши долги не составляли бы сотни миллиардов долларов США. В то же время, если бы необходимый объем денежных средств присутствовал на рынке, то на реальном рынке присутствовал бы требуемый динамизм экономической активности, и производители нашли бы рынки сбыта для своей продукции.

Удовлетворение государством спроса на деньги национальной валютой в МНЭ составляет предложение денег. В капиталистической системе центр системы – процент. Использование процента для удовлетворения спроса на деньги является основной идеей в капиталистической системе. Банковская система создает деньги и таким образом удовлетворяет спрос на деньги. С точки зрения логики это ничем не отличается от выпуска денежных средств центральным банком: в обоих случаях увеличивается объем денежной массы. Однако банковская система делает это на основе процента и таким образом получает прибыль. Когда же центральный банк создает предложение денег, то банковская система лишается дохода от процента.

Создание денег частной банковской системой ограничивает возможность центрального банка по эмиссии, таким образом ограничивает его доход от сеньоража. В то же время создание денег частной банковской системой либо повсеместное внедрение системы кредитных денег (кредитных карт) приносит прибыль банковской системе. Иными словами, речь идет о перераспределении дохода от сеньоража в пользу банковской системы.

Другим способом удовлетворения спроса на деньги в капиталистической системе является привлечение под процент иностранной валюты. Это приводит к тому, что иностранцы начинают получать доход как от процента, так и от сеньоража. Как использование частной банковской системы для создания денег, так и внешние заимствования способствуют не развитию экономики, а обогащению небольшой группы, «продающей» деньги. По этому поводу бывший глава ЦБ Турции Йаман Торунер в том же интервью сказал следующее:

«В мире господствует капиталистическая система. С распадом СССР не осталось возможности для установления какого-либо другого нового порядка. Рассматривать капитализм как лишь экономический порядок недостаточно. Капитализм – это мировоззрение. Политическая составляющая капитализма – демократия, экономическая – рыночная экономика, социальная – права человека.

Капиталистическая система и ее принципы горячо защищаются странами и группами, которые получают от нее выгоду. Так и должно быть. Самую большую пользу от капитализма получают развитые страны, транснациональные компании и широкие образования, такие как ЕС. Чтобы эти силы могли использовать капитализм в своих интересах, все страны должны неукоснительно придерживаться правил игры. Среди правил игры – максимальное распространение «демократичных» режимов, реализация защиты прав человека, максимальное распространение основ рыночной экономики, отмена преград на пути свободного перемещения капиталов, борьба с отмыванием денег и т.д. МВФ, Мировой банк, ООН, ГАТТ-ВТО – это организации, которые созданы для распространения в определенном объеме этих правил игры».

В МНЭ деньги будут создаваться только центральным банком и не будут иметь процентную стоимость. Таким образом, с одной стороны, у производства и потребления не будет преград, с другой стороны, государство будет контролировать рынок.