Объединение капитала в пул/перераспределение экономических ресурсов

Новые принципы финансовой системы серьезно меняют институты и инструменты для выполнения этих двух функций. Начнем с кредитных ресурсов. В Модели Национальной Экономики Хайдара Баша кредиты предполагается выдавать на беспроцентной основе, но с условием возврата основной суммы долга, тогда как в настоящее время кредитные ресурсы выдаются коммерческими банками на процентной основе и с условием возврата основной суммы долга.

Применяя новые принципы финансовой системы, в принципе, можно сохранить роль банков или других финансовых учреждений в роли перераспределителя экономических ресурсов, но уже на беспроцентной основе. Они обладают персоналом, опытом и экспертизой для отбора и мониторинга «качественных» проектов и «качественных» заемщиков. Здесь стоит также оговориться, что автор статьи отнюдь не настаивает на сохранении роли существующих банков. Так как функции перераспределения экономических ресурсов (а в более точном выражении функция отбора проектов и объектов инвестиций) в любом случае сохранится, кто-то должен будет осуществлять эту функцию, и возможно, существующие банки можно будет легко адаптировать к новым условиям. Назовем их «новые банки».

Таким образом, так как предполагается, что «новые банки» будут выдавать кредиты на беспроцентной основе и не смогут сами создавать деньги (выдавать больше, чем имеется денежных ресурсов), возникает вопрос, каким образом будут покрываться расходы работы таких банков и извлекаться прибыль в отсутствие процентных доходов. Одним способом может быть взимание с заемщиков фиксированной одноразовой комиссии за предоставленные ресурсы. Однако этот способ является рискованным, так как в скрытом виде может воссоздать систему, основанную на проценте.

Другим способом может быть регулирование доходности «новых банков» государством и оплата этой доходности государством по причине того, что «новые банки» будут выполнять важную экономическую и социальную миссию. На сегодняшний момент выработано много способов регулирования доходов таких «естественных монополий» (например, в области распределения воды, электричества и т.д.), в том числе тех, которые стимулируют повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов. Одним из главных критериев эффективности работы «новых банков» должен стать минимизация процента просроченных и «плохих» долгов в общем объеме выданных кредитов. Такие банки будут получать вознаграждение, исходя из разницы между минимально допустимым процентом сбора долгов, устанавливаемым государством, и фактическим процентом сбором долгов. При этом «новые банки», скорее всего, будут тяготеть к предоставлению кредитов уже сложившимся предприятиям, так как от них будет требоваться возврат основной суммы беспроцентного кредита, а для этого необходимо быть уверенным в устойчивости предприятия.

Предыдущий параграф описывает механизм получения и перераспределения денежных ресурсов от центрального банка к населению и предприятиям. Следующий вопрос заключается в том, каким образом при такой системе будут аккумулироваться сбережения населения и предприятий для перераспределения их другим экономическим субъектам. Сегодня банки привлекают под процент денежные средства в основном населения и выдают кредиты тому же населению и предприятиям под более высокий процент. При этом отдельной темой является вопрос соотношения между государственными ресурсами (полученными в результате сеньоража) и частными сбережениями для финансирования нужд населения и предприятий. Этот вопрос, видимо, должен решаться на уровне всей экономики. Однако в целом представляется, что население и предприятия не смогут играть такой активной роли в формировании ресурсной базы на основе фиксированной доходности, как это было в прошлом, через депозиты в банках. Некоторыми инструментами с фиксированной доходностью для населения и предприятий могут стать инвестиции в компании (фонды), занимающиеся, например, недвижимостью (строительство объектов и сдача их в аренду с фиксированной платой), однако число таких инструментов будет ограничено.

 Таким образом, население и предприятия смогут (будут вынуждены) направить большую часть своих доходов на потребление либо вложения в другие финансовые институты, кроме банков (описано ниже), а государство через центральный банк будет самостоятельно формировать денежную ресурсную базу. В принципе, в этом и заключается одна из идей Модели Национальной Экономики: «Двигателем экономики должен быть растущий спрос». Что касается других долговых инструментов (облигаций, конвертируемых облигаций и т.д.), то, вероятнее всего, они отомрут, так как кредитные ресурсы будут доступны через «новые банки» на беспроцентной основе.

 Рынок акционерного капитала претерпит меньше изменений, так как он более приспособлен к беспроцентному способу финансирования. Частные сбережения и государственные денежные ресурсы могут быть эффективно направлены на развитие экономики через существующие в этом рынке институты.

 1) пенсионные фонды - хотя в соответствии с Моделью Национальной Экономики государство берет на себя вопрос обеспечения населения пенсиями, в случае сохранения пенсионных фондов как самостоятельных институтов они смогут привлекать государственные и частные деньги и инвестировать в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

 2) страховые компании - возможно, они сохранятся и смогут инвестировать страховые премии в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

 3) паевые инвестиционные фонды - в результате де-факто упразднения коммерческих банков в том виде, в котором они существуют, паевые инвестиционные фонды приобретут еще большую значимость для аккумулирования частных сбережений. Эти сбережения могут направляться на покупку акций, проектного финансирования и возможных инструментов с фиксированной доходностью.

 4) спекулятивные хедж-фонды - скорее всего, большая часть прекратит существовать, особенно та часть, которая использует заемные средства для совершения операций с ценными бумагами.

 5) частные и государственные фонды прямых и венчурных инвестиций - останутся приемлемым и желанным финансовым посредником для финансирования компаний на начальном и среднем этапе развития. Вероятно, государство будет играть большую роль в качестве акционера (лимитированного партнера) таких фондов и будет определять приоритеты инвестирования того или иного фонда, регулируя пороги ожидаемой доходности для таких фондов. Эти фонды очень важны, так как обладают экспертизой и опытом по взращиванию новых и молодых рисковых компаний и предпринимателей.

 Также следует поговорить о роли биржи в рамках новой финансовой системы. В рамках рассматриваемых в данном разделе функций она выполняет две функции - привлечение денежных средств для компаний путем размещения акций на бирже и частичный или полный выход для акционеров компаний из своих инвестиций. Таким образом, акции становятся товаром со своим спросом и предложением. Сегодня на бирже наблюдается много спекулятивных операций, в том числе с использованием заемных средств. Так как такое невозможно в рамках Модели Национальной Экономики, то роль биржи будет существенно трансформирована. Возможно, на первоначальном этапе торги на бирже будут приостановлены до окончания формирования новой финансовой системы с тем, чтобы избежать непредвиденных последствий от внедрения новой системы и одновременного функционирования биржи. Возможно, другие механизмы заменят биржу в исполнении перечисленных функций.

Заканчивая анализ этих двух функций в рамках новой финансовой системы, следует сказать, что отсутствие фиксированного процента не означает безграничности и «легкой» доступности этих ресурсов для экономических субъектов. Объем доступной денежной массы будет напрямую определяться центральным банком (механизмами, описанными выше), а эффективность использования и платежеспособность заемщиков/акционеров будет определяться и контролироваться всеми другими финансовыми институтами, также описанными выше.