Производство

Производство как товаров, так и услуг является единственным источником экономического подъема и роста. Без производства невозможно ни обеспечить людей рабочими местами, ни обеспечить товарами и услугами, удовлетворяющими их потребности. Целью экономической политики должно быть содействие производству и обеспечение дохода экономическим агентам, необходимого для потребления производства.

Логика получения дохода с помощью производства и сбыта произведенных товаров и услуг должна сменить логику получения дохода от торговли денежными средствами. В противном случае не может быть и речи о настоящем экономическом росте и создании рабочих мест.

В МНЭ целью является создание общества, как производящего товары и услуги, так и обладающего возможностью потребления. Нельзя обеспечить экономический подъем с помощью далеких от реальности, спекулятивных игр, имеющих лишь отражение на бумаге.

Представьте, что за столом азартных игр сидят люди, которые обладают 1 000 денежными единицами. Даже если они днями будут играть в свою игру, их суммарные денежные средства не станут 1 001 единиц. Таким же образом тысячи спекулятивных операций на рынках капитала не имеют никакого отношения к реальности и ничего реального не приносят экономике.

Сегодня мы сталкиваемся с новым понятием: «экономический рост, не уменьшающий безработицы». Разве в действительности такое может быть? Невозможно, чтобы был рост производства и одновременно оставалось на прежнем уровне или уменьшалось количество рабочих мест. Поэтому настоящий экономический рост может быть только через увеличение рабочих мест посредством роста производства.

Давайте перейдем к параметрам и факторам производства.

На микроуровне производство осуществляется отдельными предприятиями, совокупное производство предприятий в стране дает совокупное национальное производство. С помощью капитала предприятия задействуют такие факторы производства, как сырье, труд, земля и технологии, и создают продукт. Таким образом, функция производства включает факторы труда, капитала, земли и технологий. Однако фактор капитала в этой функции имеет особое значение, так как он заставляет вместе работать другие факторы и играет стимулирующую роль.

Основа производства – несомненно, инвестиции. Без инвестиций невозможно производство. В таком случае откуда берутся инвестиции и необходимый для инвестиций капитал?

Капиталистическая система с помощью процента выводит капитал из сферы производства и таким образом препятствует реализации одной из важнейших функций денег – стимуляции производства. Сразу же следует отметить, что если необходимо устранить все преграды на пути роста производства, то необходимо высвободить диспропорционально сконцентрированный капитал.

Капиталистическая система рассматривает в качестве источника инвестиций сбережения. [19] В рамках такой точки зрения у страны есть два пути для экономического подъема и роста. Первый – транслировать сбережения населения, как правило, размещенные в банках под процент, также с помощью банков и также с помощью процента в инвестиции. Второй – транслировать таким же образом иностранную валюту, привлеченную также под процент. В обоих случаях речь идет о процентных деньгах, что и составляет основу капиталистической системы.

Одна из главных проблем использования процентных денег в качестве источника инвестиций заключается в том, что это приводит к удорожанию себестоимости и инфляции предложения. Удорожание себестоимости ведет к повышению цен, что либо снижает спрос, либо уменьшает прибыль и доход других факторов производства (при условии неизменности цен) и таким образом снижает привлекательность инвестиций.

С другой стороны, величина инвестиций, необходимая для экономического роста, ограничена величиной сбережений и иностранных кредитов. Однако страны, которые стремятся добиться экономического подъема, как правило, имеют малый национальный доход. Это автоматически означает, что величина сбережений также невелика. Кроме того, и без того небольшие национальные сбережения выводятся из сферы производства с помощью процента, что приводит к тому, что источник для подъема производства фактически равен нулю. Вместо этого замороженный капитал «продается» государству, которое все больше увязает в болоте государственного долга.

Некоторые страны в начале 80-х гг. прошлого столетия приняли стратегию обеспечения экономического роста за счет иностранного процентного капитала. На данный момент долг этих стран составляет триллионы долларов США. Иными словами, чем больше они старались добиться роста производства и экономики, тем больше постигал их кризис.

В разделе, посвященном анализу инфляции, мы подробно рассмотрим вопрос имеющего стоимость процентного капитала. Однако ясно, что использовать сбережения и иностранный капитал, особенно когда они имеют стоимость, в качестве источника инвестиций и думать, что это есть решение вопроса экономического роста, все это бесперспективный путь. Наоборот, в таком виде они являются главным препятствием для устойчивого и эффективного производства.

Выход из этого положения - использовать деньги в качестве движущей силы, задействовать труд и таким образом стимулировать производство, балансируя это эмиссией.

Государство должно в обмен на реалистичный проект и бизнес-план обеспечить каждого желающего беспроцентным кредитом. С другой стороны, нулевой процент приведет к тому, что сбережения населения не будут концентрироваться в определенных руках, а наоборот, будут поддерживать как производство, так и потребление.

На сегодняшний день производство монополизировано определенными группами. Более того, даже не все имеют доступ к процентным деньгам. Несмотря на то что либерализм провозглашает во всех сферах принцип свободы и эффективности, принцип «невидимой руки», капитал на сегодняшний день сконцентрирован в определенных руках, и чтобы осуществлять производство, недостаточно быть лишь предпринимателем. Концентрация капитала привела к тому, что производство сегодня осуществляет тот, кто получил согласие на то владельца капитала. Как это справедливо для отдельно взятого предпринимателя, так это справедливо и для целых экономик.

Развитые страны под видом либерализма всячески препятствуют тому, чтобы развивающие страны финансировали инвестиции национальной эмиссией, и таким образом сознательно тормозят их экономический рост. Либо развитые страны «продают» свою валюту развивающимся странам и с течением временем обрекают их на увязание в болоте государственного долга. После этого развитые страны получают доступ к неразработанным природным ресурсам развивающихся стран в виде расплаты за долговые обязательства.

На нижеприведенных графиках наши рассуждения становятся более понятными.

Как мы отмечали выше, предоставление финансирования в обмен на реалистичный проект и бизнес-план станет преградой формированию монопольных рынков, которые выродились в странах с либеральной экономикой в кастовую систему. Если экономический агент не обладает капиталом, насколько бы ни был талантлив в предпринимательстве и энергичен, он не может стать производителем. Конечно, бывают и исключения: один из миллиона. Однако общее правило таково, что капиталистическая система, провозглашающая свободу, сильно ограничивает жизнь людей и устанавливает господство кастового деления. Тогда как быть богатым – естественное право каждого, поэтому экономические модели должны всячески содействовать человеку, а не препятствовать ему в этой цели.

Конечно, поддержка производства эмиссией должна подчиняться определенным правилам. Реалистичность и экономическая обоснованность проекта должна контролироваться государством, непосредственно предоставляющим финансирование. Для ряда проектов появится потребность в импорте. Однако необходимый для этого капитал будет покрываться либо расплатой за импорт национальной валютой, либо, если страна-импортер не соглашается на это, соответствующим экспортом в страну-импортер. Таким образом, посредством соответствующей политики во внешней торговле будет решен вопрос импорта, и не будет необходимости в привлечении имеющих стоимость процентных денег.

Беспроцентный капитал для производства очень важен для экономики страны. Иначе с течением времени нельзя будет избежать тяжелого бремени долга. Например, существует ли необходимость в процентной иностранной валюте для строительства автомобильных магистралей в Турции? Конечно нет. Это строительство очень легко можно профинансировать национальными беспроцентными денежными средствами. Вместо этого на нашей же территории мы осуществляем инвестиции, не требующие импорта не за счет национальной эмиссии, а за счет процентных долговых обязательств.

Единственный вопрос заключается в том, приводит ли эмиссия к инфляции. Некоторые говорят: «Не делайте инвестиций в производство за счет национальной валюты, это приведет к инфляции». Однако трудно понять, почему они советуют это делать за счет заемных процентных денег, за счет иностранных инвестиций либо валютной выручки от иностранных туристов и почему это не приводит к инфляции. Что это за инфляция, которая просыпается при виде национальной валюты и засыпает при виде иностранной?

При каких условиях эмиссия вызывает инфляцию? Ответ на этот вопрос необходимо разделить на несколько частей.

Первая – эмиссия не приводит к инфляции, когда она в краткосрочном периоде задействует текущие мощности производства. Таким образом, эмиссия покрывается за счет произведенных товаров и услуг. Например, если требуется один год, чтобы капитал превратился в производство, то в среднесрочном периоде также не будет проблем. Но и в краткосрочном периоде можно достаточно просто избежать инфляции. В разделе, посвященном анализу инфляции, мы покажем это. Особенно легко будет пройти этот краткосрочный период без инфляции в нашей стране, где совокупный спрос на низком абсолютном уровне и большая недозагрузка производственных мощностей. Этот переход должен сопровождаться поддержанием определенного объема денежной массы (определенная доля от совокупного предложения), а таким образом можно будет избежать риска возникновения инфляции.

Другая часть ответа на поставленный вопрос касается труда. Большую часть населения нашей страны составляет молодежь, которая в основном безработная. Задействовав этот потенциал, мы можем с легкостью достигнуть такого уровня производства, который даже трудно себе представить. Кроме того, надо учитывать, что определенная часть этой молодежи образованна. В МНЭ мы не рассматриваем молодежь лишь как рабочую силу. Если будет решен вопрос финансовой поддержки, то, несомненно, значительная ее часть станет предпринимателями, промышленниками и производителями. Поэтому этот незадействованный потенциал вместе с эмиссией, возможно, создаст рабочие места для тысяч людей. Наши соотечественники, которые в прошлом отправились в Европу на заработки, начали там с нуля и стали предпринимателями. Если бы заработанный ими по прошествии многих лет капитал был предоставлен им в прошлом государством, то сегодня эти люди работали бы не на благополучие Европы, а на благополучие своей Родины. Если в нашем анализе учесть не только безработных, но и экономически активную часть населения, то увеличение капитала приведет к повышению маржинальной производительности труда и увеличению совокупного предложения.

Другая часть ответа на поставленный вопрос касается сырья и природных ресурсов. Любая страна, которая достигла определенных успехов в экономическом развитии, обязательно задействовала при этом свои природные ресурсы. Как уже говорилось, мы живем на Земле, где природные ресурсы безграничны и постоянно возобновляются. Что касается нашей страны, то, несомненно, без использования своих природных ресурсов мы не сможем добиться экономического подъема. Если какая-то страна допускает до разработки своих природных ресурсов иностранные компании либо продает им эти ресурсы, то значит, она не думает о собственном экономическом подъеме. Если экспортировать в виде сырья железо, медь, цинк и многое другое, что остается для национальной промышленности? А ведь суть производства и заключается в том, чтобы с помощью капитала, задействовав труд, обрабатывать свои природные ресурсы и создавать добавочную стоимость.

Другая часть ответа на поставленный вопрос касается сельского хозяйства. Сельское хозяйство – само по себе отдельная тема исследования. Для отдельного предприятия важна не цена на единицу его продукции, а прибыль на единицу его продукции, так как конечная цель не оборот, а прибыль. То же самое справедливо и для страны в целом. Экспорт важен, но самое главное - экспорт с минимумом импорта, т.е. положительное внешнеторговое сальдо. Поэтому сельское хозяйство, будучи сектором, где важен максимум экспорта и минимум импорта, – крайне важная отрасль для экономического роста страны и решения проблемы безработицы. В определении денег, которое мы дали, деньги – это эквивалент производства и труда. Если производство основывается на импорте, то «чистое производство» - это производство за вычетом импорта. Тогда как в сельском хозяйстве ситуация совершенно иная – зависимость от импорта минимальна. Поэтому можно легко и в большом количестве предоставлять сельскому хозяйству субвенции посредством эмиссии. Благодаря этому, особенно в нашей стране, можно добиться высоких темпов экономического роста.

Государство должно предоставлять сельскому хозяйству беспроцентное финансирование, на 50% выкупающее предполагаемый будущий урожай. После сбора урожая оставшаяся часть должна оплачиваться по фактическим результатам. Непременным условием являются ценовые преференции и поддержка. До сего времени такой подход частично использовался, но финансирование осуществлялось за счет процентных заемных денег, что приводило к росту государственного долга. Однако финансирование сельского хозяйства должно осуществляться посредством эмиссии в эквиваленте его производства. Если будет соблюдаться равновесие между производством и эмиссией, мы достигнем быстрого роста, избежим долгов и предотвратим инфляцию спроса. Так как «чистое производство» в сельском хозяйстве высоко, то государство с большой свободой может предоставлять субвенции и субсидии.

Еще одна важная тема – это вопрос земли. Прежде всего, необходимо определить земли, содержащие полезные ископаемые, пригодные для сельского хозяйства и промышленности. В нашей стране наиболее плодородные земли используются для промышленного производства. Это в корне неверно. В будущем необходимо реализовывать модель малого регионального промышленного развития. Иными словами, в сельской местности, рядом с деревнями и поселками, необходимо вводить в строй промышленные мощности. Определяя транспортные и сырьевые особенности, необходимо размещать промышленные зоны за пределами города и по всей стране. В нашей стране миграция населения происходит с востока на запад, т.е. из сельской местности в городскую. Это вызвано недостатком рабочих мест в сельской местности. С помощью модели малого регионального промышленного развития можно препятствовать этой миграции, снизить затраты на труд и транспорт и повысить ценовую конкурентоспособность производства. В этой модели нет проблемы сбыта. Малые и средние предприятия будут ориентироваться на ближайшее экономическое окружение. Таким образом, сбыт будет региональным.

Другая особенность модели малого регионального промышленного развития заключается в том, что промышленность будет распространяться по всей стране, охватит все население и все районы. Многочисленные неиспользуемые сельскохозяйственные земли могут быть с легкостью переданы населению для обработки. Кто бы ни владел сельскохозяйственными землями - государство или частное лицо, неиспользование этих земель ничего не приносит экономике. С помощью высоких налогов на неиспользуемые сельскохозяйственные земли необходимо привлечь землю к участию в производстве.

Научно-технический прогресс (НТП) – другая очень важная тема. Если страна действительно стремится к экономическому подъему, то она должна инвестировать в НТП. Однако просто этого недостаточно. Главное – обладать самим знанием технологий. Без этого знания просто каждый год импортировать технологии – значит направлять доход за рубеж. НТП означает большую отдачу при заданном уровне капитала и труда, т.е. он увеличивает маржинальную производительность труда и капитала.

Необходимо создавать центры знаний, поощрять совместную работу университетов и частного сектора. Технологии, получаемые от такого сотрудничества, должны применяться национальной промышленностью, таким образом снижать издержки производства и повышать конкурентоспособность на внешнем рынке. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в частном секторе недостаточны для этого. Необходима государственная поддержка этих центров знаний, так как расходы на некоторые исследования из-за своей высокой стоимости могут быть профинансированы только государством.

Другая важная тема – это участие государства в производстве. Несомненно, государство не должно ограничиваться лишь ролью регулятора экономики. Оно должно участвовать в производстве в стратегически важных отраслях и государственных предприятиях. Оно должно осуществлять инвестиции в капиталоемкие отрасли. Таким образом можно будет избежать создания монопольных рынков. Политика приватизации, проводимая в нашей стране, малообъяснима. Во Франции доля государства в экономике 54%, в ЕС – в среднем 40%, США – 30%, а в нашей стране – меньше 20%.

В капиталоемких отраслях и стратегически важных отраслях государство и частный сектор должны присутствовать совместно. К сожалению, на данный момент бесценные природные ресурсы почти даром распродаются иностранным компаниям. Однако, как было сказано выше, без этих природных ресурсов невозможно совершить прорыв в производстве. С другой стороны, государство должно использовать принадлежащие народу природные ресурсы совместно с населением. Благодаря этому национальная промышленность получит доступ к дешевому сырью, а для населения прибыль этих предприятий в виде дивидендов станет важным источником дохода.