Во второй половине ХХ века в экономической науке образовалась непререкаемая монополия либерально-монетаристского направления, которая вытесняет все противоречащие ему направления в теории, в формировании государственной экономической политики стран, находящихся в сфере контроля западного сообщества, в большинстве университетских курсов и учебников, по которым учится молодежь этих стран. Все теории и исследования, проблемы и факты, которые противоречат этому господствующему направлению, разными способами вытесняются из поля зрения ученых, политиков, студентов. Их стараются представить второстепенными, малозначащими исключениями или дополнениями к основным законам экономики. В результате этот «главный корпус знаний», «mainstream» экономической науки становится отражением все более узкого круга проблем и фактов социально-экономической жизни человечества, игнорирующим реальные вопросы, которые стали давно наиболее острыми проблемами и угрозами для жизни большинства жителей нашей планеты. Реальность «утекла» из-под либеральной экономической науки.

Такими проблемами в настоящее время являются взаимоотношения экономических и политических центров и периферии, денежно-финансовой сферы и реального сектора, роль государства в современной экономике, роль монополизма и конкуренции и др. Сейчас в разных странах появляется все больше новых подходов и работ, требующих значительного пересмотра многих аксиом, лежащих в фундаменте господствующих теоретических моделей и рекомендаций, которые приобрели уже характер общепринятых истин. Однако ощущается настоятельная потребность в обобщении этих новых подходов, в создании альтернативной теории и альтернативной концепции экономической политики. Книга Хайдара Баша – важный вклад в решение этой задачи, и в этом состоит ее большая ценность.

Далеко не случайно, что прорыв в области сугубо светской науки, какой является экономика, сделал человек глубоко верующий, которого многие последователи ислама считают своим учителем. Дело в том, что как современная экономическая теория, так и сложившаяся система мировой экономики рассматривают в качестве цели и индивидов, и общества в целом только материальные и денежные стимулы и цели. А в этой системе категорий просто не существует решения тех проблем, которые сейчас стоят перед человечеством, в частности, и в сфере экономики. По мере прогресса техники и организации производства, позволяющих человечеству все легче удовлетворять свои элементарные физиологические потребности, все более очевидной становится радикальная обусловленность экономических процессов внеэкономическими условиями - политическими, социальными и прежде всего духовными в широком смысле слова. Х.Баш пишет: «Положительное или отрицательное состояние общества - прямое проявление внутреннего мира людей, составляющих это общество».

На протяжении истории человечество раз за разом убеждается, что каким бы рациональным ни казалось устройство общества и экономические отношения, они оказываются эффективными и приносят улучшение жизни народу только до тех пор, пока покоятся на духовном единстве общества, пока большинство его членов и представителей элиты считают это устройство и эти отношения достаточно справедливыми, принимают это общество как определенную ценность. В основе духовного единства общества может лежать религиозная вера или патриотизм, или идея построения счастливого общества. Если духовный фундамент общества по тем или иным причинам приходит в упадок, то неизбежно начинают фальсифицироваться и все общественные институты, и поддерживающие их механизмы. И мораль, и судебно-юридическая система, и демократические процедуры формирования органов власти, и средства массовой информации перестают обеспечивать интересы страны, интересы большинства ее населения и становятся инструментами в руках немногочисленных социальных групп и кланов, захвативших господствующие позиции в этих общественных системах и обладающих финансовым ресурсом. Значение духовного единства страны состоит в том, что без него становится недееспособным государство.

Исключительно важным принципом Модели Национальной Экономики является принцип ответственности общества и государства за уровень материального достатка каждой социальной группы. Этот принцип отвергает либеральную идеологию минимизации участия государства в экономике.

Рыночные, конкурентные силы самостоятельно не могут исправить те структурные неравновесия (по терминологии Х.Баша, структурные разрывы), которые описывает автор. Это может сделать только сильное и независимое государство.

Одной из главных опасностей для мировой экономики (да и для сохранения стабильности всей социально-политической сферы) Х.Баш видит в стремительном накоплении денежно-финансовых ресурсов в руках ничтожно малого числа наиболее богатых банковских групп, финансово-политических кланов и корпораций. Думаю, с этим согласится большинство тех экономистов и политологов, которые занимаются глобальными проблемами, причем не с целью обосновать заранее принятые постулаты, а честно стремясь понять истинное положение дел в нынешнем непростом мире. Х.Баш делает вывод: «Сегодня мировой экономикой реально управляют не производители, а глобальные финансисты». Единственной реальной силой, в настоящее время способной противостоять усилению их экономического и политического влияния, являются государства, которые, по крайней мере по идее, по их предназначению, должны действовать в интересах народа, в перспективных интересах развития экономики.

В книге поднят важнейший вопрос о деструктивном влиянии изъятия средств из сферы производства и концентрации их в сфере валютно-финансовых спекуляций, сверхвысокого потребления, направления их на решение политических задач и т.д. Россия в 90-е годы показала наглядный пример, как такое изъятие и утечка капиталов за рубеж могут приводить к масштабному спаду производства и разрушению экономического потенциала страны.

К сожалению, в анализе механизмов этого изъятия Х. Баш сосредотачивает свое внимание на банковской процентной системе и доходах от сеньоража. Это, несомненно, очень важные каналы накопления богатств в денежно-финансовых структурах. Но есть другие не менее важные механизмы, например поддержание барьеров между сегментами рынка, ценовых и финансовых диспаритетов между разными странами (в основном между центром и периферией) и между секторами внутри страны.

Главная ценность книги Х.Баша, хочу повторить, состоит в том, что она закладывает основу для формирования нового направления в экономической науке, альтернативного господствующим в настоящее время (и даже нередко выдаваемому за безальтернативное) либеральному направлению и либеральным теориям. Эта книга имеет значение, конечно, далеко не только для Турции, а для экономической науки в целом и в первую очередь для всех незападных стран. Очень важно, чтобы она стала известной и доступной для самого широкого круга экономистов, политологов и специалистов по другим общественным наукам, а также для политиков, студентов и университетских преподавателей. По моему мнению, ее идеи и рекомендации должны широко обсуждаться, дискутироваться, сопоставляться с идеями других специалистов, уточняться и в результате приобрести такую же известность и авторитет, как положения наиболее известных ученых-экономистов.



Виктор Волконский


Доктор экономических наук, профессор

Главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук.

<<<-<<<

>>>->>>