Внешняя торговля в Модели Национальной Экономики

Внешняя торговля является торговой деятельностью страны с другими странами. Независимые страны регулируют режим и функционирование внешней торговли в своих интересах. Такие вопросы, как таможенные тарифы, курсовая политика, внешнеторговые соглашения, квоты, устанавливаются в соответствии с экономическими и политическими целями страны. Помимо простого торгового обмена с целью получения прибыли внешняя торговля является самым эффективным средством для реализации политических, военных, культурных и идеологических планов страны.

Компании или государства ищут рынок сбыта для произведенных товаров и услуг прежде всего внутри своей страны. Однако многие компании и государства обращают свой взор на внешние рынки, так как из-за ошибочной экономической политики объем внутреннего потребления находится на недостаточном уровне либо внутренний рынок не достиг требуемого размера. Несомненно, причина осуществления внешней торговли кроется не только в этом. Однако в последние годы причина, по которой многие компании ориентировались на внешний рынок, заключается в том, что они не имеют возможности продавать товары и услуги на внутреннем рынке.

Основной целью государства во внешней торговле не является продажа товаров и услуг, хотя это важно для частных компаний. Основной целью является расширение сферы действия отечественной денежной единицы в соответствии со спросом на отечественные товары и услуги и превращение национальной валюты в конвертируемую валюту. По этой причине страны при осуществлении экспорта должны требовать взамен свою национальную валюту. Иначе в случае расплаты за экспорт денежной единицей страны-контрагента или третьей страны внешняя торговля становится не экспортом, а перераспределением отечественных ресурсов в пользу других стран.

Спрос на отечественные деньги при экспорте означает, что страна-импортер должна предоставить товары или услуги стране, у которой она покупает товар для приобретения денег этой страны. Таким образом, внешняя торговля – взаимовыгодное удовлетворение потребностей путем товарообмена и обмена услугами. Однако развивающиеся и слаборазвитые страны подвергаются эксплуатации, когда стремятся осуществлять экспорт, принимая «твердую валюту» вместо своей собственной. Например, мы радуемся, когда осуществляем экспорт в США, а США в свою очередь радуются, когда осуществляют импорт из нашей страны.

Сказанное нами мы можем пояснить на следующих двух примерах.

Предположим, что у США есть спрос на нашу пшеницу. Если мы в качестве эквивалентной платы потребуем турецкую лиру, США для приобретения этих турецких лир вынуждены будут продать нам, например, компьютеры, в которых мы нуждаемся. США, получающие 1 000 турецких лир за компьютер, платят нам 1 000 турецких лир и получают одну тонну пшеницы. В результате Турция приобретает для себя компьютер, а США получают пшеницу.

Однако предположим, что США платит нам 1 000 долларов за пшеницу. Если предположить, что мы держим эти деньги в казне Центрального Банка или вместо эмиссии на нашей собственной территории (что и происходит в настоящее время в нашей стране), тогда США приобретают для себя нашу пшеницу за бумагу, которая не имеет никакой стоимости, кроме стоимости выпуска, тем самым присваивают наши доходы себе. Несмотря на текущий дефицит платежного баланса США в размере 600 млрд долларов США в год, причина того, что экономика США до сих пор функционирует, заключается в оплате импорта своей национальной валютой.

Если государство не требует национальные деньги в качестве оплаты за экспорт, дает возможность обращаться иностранной валюте, полученной от экспортных операций и туризма, на своей территории и на внутреннем рынке вместо эмиссии национальной валюты, то это значит, что оно бесплатно отдает экспортируемую продукцию. А это называется колониализмом.

В МНЭ внешняя торговля должна перестать быть средством для колониальной эксплуатации и должна осуществляться в соответствии с законами обычной торговли. Экспорт должен использоваться для создания сфер действия отечественной денежной единицы. Сферы, где произведенная продукция будет находить свой рынок сбыта, одновременно будет являться и сферой использования отечественных денег.

Существуют различные модели капиталистического понимания внешней торговли. Для того чтобы обеспечить создание режима внешней торговли для слаборазвитых и развивающихся стран в соответствии с интересами развитых стран, этим странам были навязаны определенные теории в политике и экономике. Среди них теория сравнительных преимуществ, теория абсолютных преимуществ и т.д. Ресурсы, продукция и доходы стран, в которых эти теории воплощены на практике, были перераспределены в пользу развитых стран - авторов этих теорий.

Рассмотрим вкратце эти взгляды.

В соответствии с теориями сравнительных и абсолютных преимуществ страны, производящие дешевые, но качественные продукты, должны их экспортировать, а товары, не являющиеся качественными, т.е. дорогие в производстве, должны импортироваться. Поскольку все страны будет продавать товары, произведенные дешево, все будут иметь выгоду от такой торговли.

Мы видим, как слаборазвитые страны, у которых в свое время были преимущества и которые располагали богатыми ресурсами, действовали в соответствии с этими рекомендациями, но ничего не смогли добиться. Они переживали кризис за кризисом и, покоряясь глобальным силам, пришли к состоянию зависимости во всех областях. Ибо если та или иная страна, независимо от себестоимости, не удовлетворяет путем национального производства своих важных потребностей, таких как потребность в продуктах питания, обороне, жилище, одежде, образовании и здравоохранении, ей невозможно устоять на ногах и продолжать свое существование. В такой ситуации страна становится открытым рынком и теряет свою экономическую и политическую независимость.

В результате поддержки отечественных производителей, оказываемой, например, Китаем путем субсидирования расходов на энергию, сырье, налоги, китайские фирмы во многих секторах продают продукцию по ценам намного ниже, чем цены наших производителей. Если следовать теории сравнительных и абсолютных преимуществ, то нам ничего не следует производить, а следует приобретать более дешевые товары у Китая. США и ЕС оказывают поддержку своим фермерам на сумму 100 млрд долларов США в год и производят свою сельскохозяйственную продукцию намного дешевле, чем мы. Снова в соответствии с этой теорией мы должны также импортировать сельскохозяйственную продукцию, а не производить самим.

С другой стороны, МВФ навязывает нашему сельскохозяйственному сектору квоты на производство продукции. В результате наш аграрный сектор полностью отключен от производства. Наши фермеры осуществляют производственную деятельность, используя самые дорогие в мире дизельное топливо, удобрения, семена, при этом государство платит всего 3,5 новой турецкой лиры за килограмм пшеницы, выращенной за 4 новые турецкие лиры. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ нашей стране не следует производить пшеницу вообще, ее нужно покупать у США, где цена дешевле. Если следовать такой логике, все развивающиеся страны скоро станут беззащитным рынком для компаний из развитых стран.

Другую версию теории сравнительных преимуществ можно вкратце охарактеризовать следующим образом: в соответствии с либерально-капиталистическими воззрениями необходимо, чтобы страны, богатые с точки зрения рабочей силы, производили трудоемкую продукцию, а страны, сильные с точки зрения капитала, производили капиталоемкую продукцию. Таким образом, каждая страна будет использовать имеющиеся у нее преимущества в факторах производства. Сразу скажем, эта теория создает понятия «страны-прислуги» и «страны-господина». В соответствии с этой концепцией слаборазвитые и развивающиеся страны выступают в роли рабочей лошади для индустриальных стран. Заводы с низкой добавочной стоимостью и морально устаревшим и экологически вредным оборудованием переводятся в страны с более дешевой рабочей силой. Туда же направляются инвестиции.

В одно время из-за дешевизны рабочей силы наша страна экспортировала в США и ЕС текстиль, обувь, продукцию из кожи. Эти сектора были предметом нашей гордости. Однако при падении цен на труд в Китае и Восточной Европе в этих секторах наступил кризис. В результате политик, основанных на этих и аналогичных концепциях, дефицит внешней торговли нашей страны каждый месяц бьет рекорды. Положение усугубляется политикой сильной национальной валюты, ведущей к огромному импорту во всех отраслях.

Экспорт, созданный с помощью иностранного капитала, не равнозначен экспорту, созданному отечественной промышленностью. Ибо иностранный капитал не оставляет доход, полученный от экспорта, на территории страны-экспортера. Поэтому вклад в развитие экономики страны, полученный с помощью иностранного капитала, не равнозначен вкладу отечественной промышленности.

В МНЭ приоритетной задачей является развитие отечественного производства, поэтому будет осуществляться импорт только таких ресурсов и товаров, которые будут вносить вклад в развитие отечественного производства или которыми страна не располагает. При поддержке отечественного производителя путем поощрения экспорта государство откроет отечественным промышленникам внешние рынки.